mitrich1914 (mitrich1914) wrote,
mitrich1914
mitrich1914

Обсуждаем статью Андрея Курпатова. Часть первая – что такое товар и почему он никуда не денется.

Горячо любимый и уважаемый мной автор – психолог Андрей Курпатов – опубликовал на «Снобе» большую статью на тему экономической теории. Дабы не пересказывать статью, предлагаю вниманию читателя ссылку: http://snob.ru/selected/entry/84938

Считаю своим долгом успокоить читателей: мир капитала никуда не делся. Умерла лишь Марксова модель общественного устройства. Умерла в том же смысле, как и Птолемеева (геоцентрическая) модель мироздания – сама по себе небесная механика ни на йоту не изменилась. Просто теперь мы видим мир точнее, чем его видели Птолемей и Маркс.

Впрочем, давайте по порядку. Что такое товар? Марксово определение: товар – продукт труда, изготовленный специально для обмена (продажи).
Стоп! Радиочастоты ни разу не продукт труда (их никто не делал, тем более на продажу), но товаром несомненно являются, поскольку продаются и покупаются за немалые деньги. Получается, что Марксово определение неточно, поскольку не все товары под него подпадают.

Вы скажете, что во времена Маркса радио ещё не изобрели и потому радиочастот не знали. Но в те времена было немало товаров, которые вовсе не были продуктами труда. И важнейший среди них – земля, которую покупают отнюдь не у Всевышнего.

Так что же делает землю товаром?
Во – первых, она кому-то и зачем-то нужна. Она приносит пользу. Для удобства рассуждения назовём любую вещь, нужную и приносящую пользу – благом.
Однако в давние времена, когда нас на планете было мало, земли для каждого было сколько хочешь. Земля была благом (и постепенно становилась собственностью – по праву первой заимки), но ещё не была товаром, так как не стоила ничего. Свободную землю можно было взять бесплатно.
Почему же сейчас мы за землю платим и немало? Потому что это благо ограничено, его уже не хватит всем, кто сколько хочет. Поэтому участки земли (уже все имеющие хозяев) для своих хозяев вполне является товаром, вовлекаясь при этом в процессы обмена.

Итак, мы нашли два непременных свойства товара: быть полезным (благом) и быть редким (то есть не валяться под ногами в любом месте и в любой момент). Рассмотрим их повнимательней.
Полезность может быть самой разнообразной, поскольку разнообразны наши потребности. Более того, одно и то же благо может удовлетворить самые разнообразные потребности. Например, одни и те же штаны нужны потому что а) без них холодно (физиологическая потребность), б) без них неприлично (потребность уже социальная), в) именно эти штаны самые модные, или обязательны по дресс – коду, или просто приняты именно в этом сообществе (социальная потребность более высокого порядка). Вспоминаем пирамиду Маслоу.
Очень важно: полезность всегда субъективна. Во времена Маркса это было не столь очевидно, поскольку для большинства людей были актуальны именно физиологические потребности (это как раз фундамент пирамиды Маслоу). Но одна и та же потребность (не мерзнуть) может быть удовлетворена не только самыми разнообразными фасонами одежды из самых разнообразных материалов, но ещё и совсем альтернативными способами (отапливаемые помещения, переезд туда, где зимы не бывает и проч.). Выбор этого способа всегда за потребителем.
О том, что полезность субъективна, нам говорят – вопиют! – некоторые блага, объективно вполне вредные. К примеру, табачные изделия. Тем не менее, курильщик относится к ним именно как к благу, причем предпочитает тратиться именно на курево, а не на что-то другое.
На редкость благ влияют самые разные факторы. Для очень многих (но далеко не всех!) благ основная причина – их ещё нет в природе, их необходимо создать. Для этого нам потребуются самые разные факторы производства (в экономической теории их обычно называют благами второго и последующих порядков), а именно:
• Знания и умения,
• Ранее созданные и добытые блага (материалы, орудия труда и т.п.). Во времена Маркса это называлось производственным капиталом и также называется и сейчас.
• Земля и природные ресурсы вообще (которые «никто не делал»).
• Просто – напросто время. От снесенного яйца до нашей тарелки цыплёнок должен провести три недели в инкубаторе и ещё сорок дней на откорме. Десятилетний коньяк должен десять лет провести в бочке.
• Живой труд самых разных и не взаимозаменяемых профессий и специальностей. Маркс абсолютизировал этот фактор производства (отсюда и название «трудовая теория стоимости»), но воспринимал его как однородный фактор производства. А на самом деле это целый спектр разных факторов производства.
Что мы видим: каждый фактор производства мало того что полезен (как подсказывает нам Капитан Очевидность), но обычно и редок – его надо добывать, создавать или выменивать. Иначе говоря, любой фактор производства тоже товар.

Ещё важно: все эти факторы не взаимозаменяемы. Точнее, их взаимозаменяемость ограничена и меняется со временем. Например, технический прогресс позволяет заменять живой труд ранее овеществленным (экскаватор заменяет землекопов, но требует труда экскаваторщика и тех, кто экскаватор изготовил и обслуживает).

И самое главное: все эти факторы производства надо правильно (то есть оптимальным способом) собрать вместе, скомбинировать и применить. Это и есть самый главный фактор производства (недооцененный Марксом) – предпринимательская деятельность. Её нельзя заменить ничем.

А теперь посмотрим, что тут изменилось со времен Маркса. Конечно, «блага» вокруг нас совсем другие, и потребности у нас по большей части новые. Но товар остался товаром – он по – прежнему для чего-то нужен и по – прежнему под ногами не валяется. Суть та же – форма другая.

Мы уже заметили, что большинство современников Маркса «жили на нижних ярусах пирамиды Маслоу», т.е. насущным было удовлетворение физиологических потребностей. Потому представлялась очевидной объективная (никак от сознания потребителя не зависящая) основа потребительской стоимости. Одновременно важнейшими (наиболее распространёнными) факторами производства были вполне осязаемые и измеримые вещи – машины, орудия труда, материалы в штуках, метрах, тоннах, - и относительно простой труд, незатейливо измеряемый рабочим временем. Отсюда и представление о некоей «объективной стоимости» товаров как результата общественно признанного труда. Вдобавок ко всему Маркс некритически применил к экономике первое начало термодинамики (энергия не может возникнуть из ничего).

Куда это завело Маркса – узнаем в следующих главах.
Tags: Карлы Марлы борода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments